Рынок котлов. Качество и надежность. Технологические лидеры.
На мировом рынке действует множество компаний, которые производят отопительные котлы.
Производителей котлов можно условно разделить на три группы:
Сегмент | Краткая характеристика |
Premium |
Эти компании существуют на рыке более 100 лет, обладают мощной технологической базой, обеспечивают высочайшее качество и полный цикл производства – начиная с собственного литья чугуна и стали, и заканчивая сборку готовой продукции. Основным отличием этих компаний является 100% контроль качества продукции, что обеспечивает его высочайшую надежность. Срок службы этих котлов составляет 30-50 лет. Эти компании являются технологическими лидерами рынка, все ключевые технологии производства и решения разрабатываются ими, а затем "заимствуются" другими компаниями. Эти компании обладают наработанной базой уникальных технологических решений, большое значение уделяют разработке новых технологий и решений, которые в дальнейшем заимствуются конкурентами. Список этих компаний невелик: Viessmann, Buderus (Германия), De Dietrich (Франция), CTC (Швеция). Оборудование этих компаний характеризуется высоким КПД, длительным сроком службы высочайшей надежностью. |
Medium | К данному сегменту относятся ACV (Бельгия), Riello, Beretta, Fondital (Италия), Bosch (Германия), Frisquet (Франция), Roca (Испания), выпускающие недорогие котлы вполне приличного качества со сроком службы до 10 лет. |
Econom |
К данному сегменту относятся чешские, словацкие, южнокорейские и отечественные производители, использующие опыт и комплектующие западных компаний. Их отличает выгодная для покупателя цена. Оборудование данной категории обладает характеристиками (КПД и срок службы) схожими с категорией Medium, однако, существенно уступает с точки зрения надежности. |
Котлы Premium сегмента, в сравнении с котлами Medium сегмента отличаются высокой надежностью и безотказностью, увеличенным сроком службы, повышенной экономичностью, высоким КПД.
Однако, за все приходится платить!
Стоимость котлов Premium сегмента естественно, существенно выше, в первую очередь это касается "раскрученных" на российском рынке немецких марок.
Котлы Medium сегмента при более низкой стоимости существенно уступают котлам Premium сегмента в сроке службы, надежности и КПД. Последний фактор является наиболее "критичным", так как экономия при приобретении котла (30-50% стоимости, 500 - 1000€) "съедается" эксплуатационными расходами за 2-3 года.
Например:
Стоимость дизельного топлива при эксплуатации для дома S=200 метров при постоянном проживании в течении года составляет порядка 80 000 рублей.
При разности КПД котла в 10-15%, разница в затратах составит 8 000 - 12 000 рублей в год.
Соответственно, за 30 лет эксплуатации (средний срок службы котла Premium сегмента) переплата за топливо составит 240 000 – 360 000 рублей! И это без учета возможного роста цен на топливо!
Сравнительная таблица характеристик оборудования:
Характеристика / сегмент | Premium | Medium |
КПД | 94 - 96% | 0 - 80% |
Ресурс | 30 - 50 лет | 10 - 15 лет |
% отказов* | 0,1 - 0,4% | 12 - 15% |
* - процент отказов получен путем анализа данных обращений в сервисный центр компании за 15 лет.
Основная проблема котлов Econom сегмента (при схожих с котлами Medium сегмента показателями срока службы и КПД) - это нестабильное качество и существенно более высокий процент отказов, что может создавать много проблем в процессе эксплуатации и существенно увеличить ее стоимость за счет ремонтных работ.
Резюмируя, можно говорить о том, что наиболее привлекательными с точки зрения надежности и стоимости эксплуатации являются котлы Premium сегмента.
При этом, важно понимать, что стоимость котлов различных компаний Premium сегмента может существенно отличаться и зависит не от качества оборудования, а от ценовой и маркетинговой политики компании в России, "раскрученности" бренда, программы продвижения (развивая российский рынкок и стремясь отвоевать долю у более известных игроков многие компании поставляют в Россию оборудование по ценам ниже среднеевропейских, проводят различные тематические акции).
Например, стоимость хорошо известных и "раскрученных" на российском рынке котлов немецкого производства включает в себя "доплату за бренд", в то время как стоимость аналогичных по качеству и более подходящие для российских условий, но менее известных в России котлов шведского концерна CTC существенно (на 30 - 40%) ниже. Это связано с программой развития Российского рынка принятой компанией, в рамках которой в 2009 году розничные цены на продукцию в России на 25% ниже, чем в среднем по Европе.
Таким образом, у потребителей появляется реальная возможность, ориентируясь на качество и надежность Premium сегмента, найти среди предложений компаний решение привлекательное по стоимости.
При выборе котла, полезно вспомнить старую русскую пословицу: "Скупой платит дважды" (а в случае с котельным оборудованием, с учетом стоимости эксплуатации и трижды и четырежды!) просчитать стоимость эксплуатации, ресурс котла, оценить риски и возможности, предоставляемые рынком и совершить продуманный выбор.